О нашей семье
Помните? Мама, папа, я – вместе дружная семья! А бывает и по-другому: мама, папа, я и еще от пяти до тридцати братьев и сестер! «Многодетная семья», - подумаете вы и будете правы.
Да семья, да многодетная, но только дети в ней приемные: сироты или лишенные родительской опеки.
Семейный детский дом – это достойная альтернатива воспитанию подрастающего поколения в государственных учреждениях, интернатах.
Преимущества воспитания в семейных детских домах (ДДСТ)
Начать, пожалуй, стоит не с преимуществ ДДСТ, а с недостатков госучреждений:
- Ни для кого не секрет, что государственные детские дома не справляются в полной мере с социализацией воспитанников. Ребята собраны в большие группы, и воспитателям просто физически невозможно уделить каждому из них достаточно внимания. Нахождение в закрытой среде также наносит негативный отпечаток на личность детей – они попросту не умеют и не знают, как вести себя в социуме.
- Многие сироты (после смерти единственного или обоих родителей) и социальные сироты (у которых био-родители лишены родительских прав) попадают в детские дома социально запущенными: большинство отстают в развитии по сравнению с благополучными сверстниками, у многих полностью отсутствует мотивация к обучению. Именно на таких детей и ориентирован уровень образования в школах-интернатах. Поэтому природой одаренные, способные воспитанники не получают необходимый уровень знаний. Дети из детских домов очень редко получают высшее образование не только по этой причине, необходимость зарабатывать на хлеб с 18-летнего возраста лишает их этой возможности.
- Дети в детских домах, особенно социальные сироты, не видят на примере положительную модель семьи, а при неумении влиться в социум, это грозит повторением судьбы своих родителей.
Детский дом семейного типа.
А что происходит в детском доме семейного типа?
В ДДСТ приемные дети растут в атмосфере любви, добра и взаимопонимания, максимально приближенной к домашней. Задача родителей - воспитать, дать образование или возможность получить профессию, подготовить детей к самостоятельной жизни и по мере сил поддерживать их и дальше, после выпуска.
Воспитанники семейных детских домов успешно учатся (в обычных среднеобразовательных школах), посещают кружки и секции, заводят друзей, ходят в гости и отмечают дни рождения – их детство и юность вполне можно назвать беззаботными и счастливыми. По достижении совершеннолетия (18 лет) часть воспитанников начинает самостоятельную жизнь, другие поступают в техникумы и ВУЗы и живут с воспитателями до их окончания. Однако начало новой жизни вовсе не означает, что дети перестают быть частью семьи – они по-прежнему любимы родителями и братьями-сестрами, просто финансовая поддержка от государства прекращается.
Есть еще один очень важный плюс семейных детских домов: они задумывались не в последнюю очередь для того, чтобы не разлучать сирот, находящихся в кровном родстве. Согласитесь, что даже самая обеспеченная семья вряд ли возьмет под опеку двух-четырех разновозрастных детей.
За воспитанниками ДДСТ сохраняются все льготы и государственные гарантии, регламентированные законом. Детям разрешается поддерживать отношения с био-родителями и другими родственниками, если это не запрещено решением суда. За каждым ребенком, переданным на воспитание в семейный детский дом, остается право на имущество и принадлежащую ему жилплощадь. Пенсии, алименты и прочие выплаты перечисляются на именные счета детей, родителям-воспитателям платится заработная плата, а воспитанникам назначается пособие.
Кто может стать воспитателем в семейном детском доме? Кандидатами на роль родителей-воспитателей могут стать совершеннолетние и трудоспособные граждане (одинокие или семейные), здоровые, дееспособные и не имеющие судимости. Наличие специального образования не требуется, но педагогам и медикам при рассмотрении заявления об организации детского дома семейного типа отдается предпочтение.